Фотообъективы

Объектив является неотъемлемой частью любой фототехники, так как без него невозможно сделать снимок. В данной статье попробуем разобраться в том многообразии объективов существующих на сегодняшний день на рынке фототехники.Для начала определимся с основными характеристиками которые присущи абсолютно любому объективу, вне зависимости от его производителя. Конструктивно классический фотообъектив представляет из себя систему линз установленную в круглый корпус, обладающую возможностью, за счёт перемещения линз относительно друг друга,фокусироваться на изображении. Так же у любого классического фотообъектива имеется диафрагма, специальное устройство с лепестками из очень тонкого металла.Диафрагма предназначена для регулировки количества света, поступающего через линзы объектива на матрицу или плёнку фотокамеры.Регулировка диафрагмы объектива производится ступенчато, вручную (на объективах без автофокуса) по имеющимся на шкале значениям или непосредственно на фотокамере.Например при настройке объектива, с ручной фокусировкой, его диафрагма может быть установлена по шкале на следующие значения f/1,4; f/2; f/2,8; f/4; f/5,6;f/8; f/11; f/16; f/22; f/32.
В качестве другого примера можно привести автофокусный объектив с постоянным значением диафрагмы f/2.8 на всём рабочем отрезке фокусного расстояния, диафрагму которого можно устанавливать непосредственно через фотокамеру на значения f/2,8;f/3,2; f/3,5; f/4; f/4,5; f/5; f/5,6; f/6,3; f/7,1; f/8; f/9; f/10; f/11; f/13;f/14; f/16; f/18; f/20; f/22. Следует отметить что установка минимального значения диафрагмы, например на значения f/1,4; f/2; f/2,8; максимально открывает объектив для поступающего через него света и обеспечивает возможность производить фотосъёмку в условиях пониженной освещённости и наоборот прикрытие диафрагмы до более высоких значений f/8; f/9; f/10; f/11; f/13; f/14; f/16; f/18; f/20; f/22 значительно уменьшает количество поступающего через объектив света. Кроме непосредственно возможности регулировки количества света, диафрагма в фотообъективах играет ещё и другую немаловажную роль, позволяющую воплощать в жизнь различные творческие задумки фотохудожника. В частности регулируя диафрагму на необходимую величину, мы можем изменять так называемую ГРИП (глубину резко изображаемого пространства), опять же если не вдаваться в технические тонкости, то это означает что таким способом можно делать снимки на которых все находящиеся в кадре объекты будут в фокусе или только один объект или даже его малая часть. Ещё одним важнейшим параметром фотообъектива является его относительное отверстие, которое напрямую связано с диафрагмой.Чем больше относительное отверстие объектива тем большее количества света он может пропускать через себя.
Следующий параметр присущий абсолютно любому фотобъективу это его фокусное расстояние.Отбросив непонятные простому обывателю технические формулировки, фокусное расстояние объектива можно связать с его возможностью производить съёмку объектов на близком, либо на удалённом расстоянии.Существуют объективы с постоянным фокусным расстоянием, значение которого неизменно и с переменным, так называемые вариообъективы, сюда же можно отнести и зум объективы которые имеют приближение в несколько крат. Фокусное расстояние объектива измеряется в миллиметрах и указывается непосредственно в маркировке объектива. Например Samyang 85mm f/1.4 AS IF UMC как видим фокусное расстояние у данного объектива обозначено одним значением 85 мм, это означает что это объектив с постоянным фокусным расстоянием равным 85 миллиметрам. Другой пример Sony DT 55-300 mm f/ 4.5-5.6 SAM здесь мы уже видим что фокусное расстояние этого объектива находится в пределах от 55 до 300 миллиметров, это указывает на то что это объектив с переменным фокусным расстоянием. Напрямую с фокусным расстоянием объектива связан угол поля зрения объектива. Чем больше значение фокусного расстояния объектива тем меньше угол зрения данного объектива и наоборот чем меньше фокусное расстояние, тем больше угол зрения. На практике это означает следующее, что например используя объектив с фокусным расстоянием 16-50 мм, на 16 мм Вы сможете снять с близкого расстояния большой дом целиком, а используя на этом же расстоянии объектив 55-300 мм, на 300 мм у вас в кадре поместится лишь окно этого дома. Таким образом для съёмки пейзажей или ограниченных пространств, где необходимо захватить максимально большую площадь, в основном используются широкоугольные объективы, с большим углом зрения. Для съёмки же объектов расположенных на большом расстоянии, либо когда необходимо чтобы объект был приближен и занимал как можно большую площадь снимка, используются объективы с маленьким углом поля зрения. Таким образом мы определились с тем что абсолютно у любого фотообъектива есть диафрагма и своё фокусное расстояние.Теперь затронем вопрос фокусировки объективов, то есть их способность фокусироваться на объекте съёмки.Во времена создания первых фотокамер для широких масс все объективы имели ручную фокусировку, но время шло, технологии развивались и настал момент когда в объективы стали устанавливать маленький моторчик, либо сама фотокамера через привод начала осуществлять
фокусировку объектива.Таким образом фотобъективы получили электронную систему автофокусировки, которая постоянно совершенствуется. Сейчас в новых объективах, не бюджетного сегмента, устанавливают ультразвуковые приводы USM, обладающие повышенным откликом и меньшим шумом, позволяющие фокусироваться быстрее и дающие возможность съёмки видео на фотокамерах без посторонних призвуков издаваемых объективом. Но наравне с новыми технологичными собратьями на рынке выпускаются и фотообъективы с
ручной фокусировкой. Делается это производителями скорее всего для удешевления своей продукции. Конечно же при необходимости съёмки каких-то быстро меняющихся сцен или движущихся объектов, автофокусные объективы вне конкуренции. Но там где есть
возможность неспешно сфокусироваться и нет необходимости торопиться, объективы с ручным фокусом вполне могут быть использованы, тем более что их стоимость значительно дешевле чем у автофокусных.
Затронув тему фокусировки объективов стоит упомянуть и о таком параметре как минимальная дистанция фокусировки, которая различна у объективов с разным фокусным расстоянием.Это то минимальное расстояние от объектива до объекта съёмки,при котором данный объектив сможет начать фокусироваться.
Если приблизится к снимаемому объекту менее чем это расстояние то сфокусироваться не удастся ни при каких условиях.
Ещё одним полезным дополнением по наличию которого фотообъективы отличаются друг от друга является оптический стабилизатор. Наличие в объективе оптического стабилизатора
позволяет производить съёмку с рук на больших фокусных расстояниях.Оптическим стабилизатором в основном оснащаются объективы ценового диапазона выше среднего.У некоторых производителей система стабилизации встроена непосредственно в фотокамеру, что позволяет использовать объективы без стабилизатора. Ну и теперь осталось упомянуть о том каким образом объективы крепятся к фотокамерам. Именно по разновидности крепления различаются объективы для камер разных
производителей. Само крепление с ответной частью называется - байонет. Данное крепление позволяет жёстко зафиксировать объектив на фотокамере. В самом байонете со стороны камеры имеются штырьковые подпружиненные контакты, которые при установки объектива обеспечивают его электронную связь с камерой. Байонеты разных производителей несовместимы, поэтому соответственно невозможно установить, например, на фотокамеру Canon объектив с байонетом Nikon, это необходимо учитывать при покупке объективов.
Собственно это вся основная базовая информация дающая представление о том что представляют из себя фотообъективы, более подробно какой объектив для каких целей использовать рассмотрим в этой статье, а так же коснёмся темы объективов для кропнутых и полнокадровых фотокамер.